Главная страница

Лучшие пляжи Фиолента

Описание дома

Расценки

Услуги

Как к нам добраться

Описание Фиолента

Историческая справка

Погода

ladiya@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА



Крым - это великая, неразгаданная страна Таврида. Здесь проходил великий шёлковый путь, пересечение всех народов и культур древности. Крым представляет маленький обломок некогда огромного материка, долгое время остававшийся изолированным островом и сохранившим лишь остатки богатой фауны, свойственной этому материку, и в то же время благодаря изолированности и островному характеру своему, выработавший новые формы, свойственной лишь только этой стране.

Севастополь расположен на юго-западной части Крыма на Гераклийском полуострове. Известковые склоны холмов сильно нагреваются в летние месяцы и порождают восходящие потоки воздуха, что делает климат в Севастополе очень сухим. Целый ряд, глубоко врезающихся в сушу заливов придают климату особую мягкость. Дикий скалистый берег протянулся на несколько км от Севастополя до Балаклавы через Фиолент. Высота берега где-то от 50 до 200 метров. Сам мыс Фиолент, круто обрывающийся вниз, сложен из вулканических пород. В районе мыса Фиолент начинаются три основные гряды Крымских гор.

Существует множество версий перевода загадочного названия Фиолент, но последняя точка ещё не поставлена.

Авторы книги "Аю-Даг - Святая гора" переводят Фиолент как "Божий" (греч.). Путешественник и митрополит римско-католической церкви в России с. Сестренцевич - Богуш в труде "История Тавриды" за 1806 год приводит несколько названий мыса: Карлос, Казафар, Уреш, Чифурос. Другое мнение таково: в названии присутствует слово "Фео" (разные источники пишут по разному где Фиолент, где Феолент), или "Тео" - святой, а "лент", или "ленд" - это "земля", - Святая земля. Известный исследователь Крыма археолог и историк А.Л.Бертье - Делагард предположил, что это искажённое Филенк - Бурун (с турецкого - тигровый мыс). С моря на мысе видны полосы желтоватого известняка и тёмного трахита, что действительно напоминает тигровый окрас. За рубежом Фиолент известен под названием Партениум (Партенит, Парфений) - Девичий, Девственный, что связано с мифом о храме Девы (Дианы) - греческой Артемиды, главном храме троянского времени. Это место до сих пор поражает своей первобытной красотой, древние придания ощущаются с осязаемой остротой.

Великий историк 5 века до н.э. Геродот утверждает, что Дева имела свое святилище, где должно быть, стоял алтарь жертвоприношения. Оно (святилище) находилось на утёсе, откуда несчастных сбрасывали в море. По мнению Страбона - древне-римского историка (24 г. до н.э. - 64 г. до н.э.) месторасположения храма Девы на мысе Партениум ( девичий ). Изгнанный из Рима, блестящий поэт Овидий - единственный, кто оставил подробное описание храма, вложенное им в уста старого тавра:

"Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою,

Я родился в этой стране и не гнушаюсь своей родины;

Это племя чтит родственную Фебу богиню.

Ещё и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны;

К нему ведут сорок ступеней .

Придание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир;

Не сомневайся, ещё и ныне там стоит подножие лишённое статуи богини;

Алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен,

будучи окрашен пролитой кровью. Священнодействие свершала жрица.


Рисунок из альбома Д. Краевского, 1893 г.

Романтические поиски храма Девы продолжаются и по сей день. Исследователи вновь и вновь обращаются к сообщениям античных авторов, стремясь выделить подлинные географические сведения. Есть сведения что храм находился: на Херсонесе; на Фиоленте; в Портениде.

Платон писал о тех временах: "…дело войны и управления у мужей и жён было общее". В образе богини Девы отразились собирательные черты легендарного народа амазонок. Походы амазонок описаны в трудах Диодора Сицилийского, который сообщает, "что амазонки жившие в Приазовье, в своём продвижении на юг протекли в Тавриду, где основали святилище Ареса и Артемиды Тавраполы". Далёкий мир обитателей Причерноморья, фантастические представления о нём легли в основу древних мифов об амазонках и грифонах.


Битва греков с амазонками. Роспись кратера. V в. до н.э. Палермо, Археологический музей

Культ Дианы - Артемиды восточноазиатского происхождения и очевидно грекам был занесён ещё первыми поселенцами Тавриды, которые не уцелели в качестве самостоятельных общин, а слились с туземцами.

Богиня Артемида, даровательница лунного Света, сестра близнец солнечного Аполлона - дочь великого Зевса и матери богини Латоны. Мать Латона-Лето - дочь титанов Коя и Фебы, единственная из титанова племени, допущенная в последствии на Олимп. Место обитания титанов - Север - земля гипербореев.

Мать Латона, гонимая ревнивой богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая, посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по свету, и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на то самое место, где и стоит до сих пор. Вокруг Делоса шумело море, угрюмо вздымались скалы острова, обнажённые без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют. Но вот родился Бог Света Аполлон, и всё засияло и зацвело. При рождении Аполлона свет наполнил мир и озарил сестру близнеца Артемиду и мать Латону. Аполлон был чистым богом Света, Артемида сделалась чистой и целомудренной богиней лунного света. Засверкали прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Самая искренняя любовь связывала брата и сестру.

Артемида заботится обо всём, что живёт на земле, растет в лесу и в поле. Заботится она о людях, о стадах домашнего скота и диких зверях. Она благословляет рождение, свадьбу и брак, вызывает рост трав, цветов и деревьев. Богатые жертвы приносили греческие женщины Артемиде, дающей счастье в браке, исцеляющей болезни. Юноши и девушки пользовались особым покровительством богини.

"Прекрасная, как ясный день с луком и колчаном за плечами, с копьём в руках весело охотится Артемида в тенистых лесах и залитых солнцем полях. За Артемидой спешат её спутницы нимфы полей - дочери Зевса эгидодержавца. С этими нимфами Артемида веселится и пляшет на высоких горах - и любуется ими Латона. Всех превышает она головой, и легка между ними, сколь ни прекрасны они, легко распознать в ней богиню Олимпа. Так красотою девичьей подруг затмевала царевна".

Стихии природы - главный предмет почитания древних жителей Тавриды, поэтому, преклоняясь богине Деве они преклонялись символу женского начала, божеству земли, воды, всей жизни; защитнице, охранительнице, как территории государства, так и его жителей. Начальные строки знаменитой присяги херсонеситов гласят: "Клянусь Зевсом, Землёю, Солнцем, Девою и богами и богинями Олимпийскими и героями…". Поимённо здесь названы только двое - Зевс (верховный греческий бог) и Дева ( богиня - даровательница лунного света). Дева заняла ведущее место пантеоне богов - она считалась покровительницей города, а в III веке до н.э. была провозглашена - басилиссой Херсонеса. В честь богини устраивались праздники - парфении. А в 17,5 км. от Херсонеса на мысе Парфенион (Девичий) существовало её святилище. В I-II веку до н.э. Деву изображали в длинной одежде, голову венчала башенная корона, призванная подчеркнуть защитные функции богини. В III-IV веке до н.э. богиню изображали в облике охотницы, в коротком до колена хитоне, голову венчает ампикс (род диадемы). Изображения богини мы встречаем в Херсонесе на разных вещах, особенно на монетах.


Изображение богини Девы на монете

Мифический период Херсонеса доходит до знаменитого похода греков на трою (начало ХII века до Р.Х.). Рассказы отважных мореплавателей, расцвеченные народным творчеством, создали красноречивые легенды о жителях Таврики (Тавриды), и о их сказочных богатствах и диких странных обычаях. Древние сказания о троянской войне тесно связывают греков с Тавридой. Успех отправления греков в поход на Трою зависит от того, что царь Агамемнон должен был принести богине Артемиде в жертву самое дорогое для него - свою дочь Ифигению. Готовность Агамемнона удовлетворила

Артемиду и она в момент жертвоприношения, похищает Ифигению и заменяет её козулей. Ифигения очутилась в Тавриде, в храме Девы, построенном на берегу моря. Она несла своё печальное служение богине. Здесь, на жертвеннике, от её руки погибали чужеземцы, попавшие в эти края. Эти края настолько прекрасны, что любой чужеземец, отпущенный живым, через месяц другой вернулся бы с завоевателями. …Волею судьбы брат Ифигении Орест с другом Пиладом был послан Аполлоном в таинственную Тавриду, чтобы вернуть в Элладу деревянный идол - статую богини Артемиды. При попытки проникнуть в храм их схватили и отвели к таврскому царю Фоанту. Гибель отважных греков казалась неизбежной. Но брат и сестра узнали друг друга, и Ифигения нашла выход. Сказав царю, что статуя Артемиды осквернена и её нужно омыть в море и её жертвы - двух чужеземцев. В торжественной процессии пошла Ифигения с прислужницами храма на берег моря к тому месту, где был укрыт корабль. Отослав сопровождающих таврских воинов, которые не должны были видеть тайных обрядов омовения, Ифигения с братом Орестом и Пиладом бежали из Тавриды.

В Греции она служила в местечке Бравроне. "Здесь уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах Арафенидских и др. местах - деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из Тавриды.


Скалы названы в честь Ореста и Пилада


Как описывают храм древние легенды: "Это было огромное здание, опирающееся на многочисленные колонны. К нему вела широкая, в сорок ступеней, мраморная лестница. Алтарь был сделан из белоснежного мрамора.

В районе мыса Фиолент существует несколько микротопонимов, напоминающих о мифе: роща Дианы; грот Дианы; балка Дианы. Впрочем точного места расположения храма неизвестно.

Из воспоминаний о посещении Фиолента А.С.Пушкина во время ссылки на юг: "Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы. Видно мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических".

В стихотворении к Чаадаеву:

" К чему холодные сомненья?

Я верю: здесь был грозный храм,

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья…

В конце стихотворения, рифмы которого "посетили" Пушкина в балке Дианы

"…И в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освящённом,

Пишу я наши имена".

Поэт расписался на развалинах храма. Частица сердца поэта навсегда осталась в Тавриде. Он мечтал побывать здесь снова. Поэт считал, что его душа из-за загробного мира будет рваться в любимые крымские места.

Счастливый край, где блещут волны,

Лаская пышные брега.

И светлой роскошью природы

Озарены холмы, луга, где скал

Нахмуренные своды…

5 сентября 1983 г. на Фиоленте установлен памятник А.С.Пушкину.

Летом в 1856 году, заключив мирный договор: англичане, французы, итальянцы, турки собрались домой - из воспоминаний А.К.Толстого - грабили всё подряд… вырубали леса.

Крымские очерки: " Где был заветный лес Дианы

Там слышны звуки топора

Грохочут вражьи барабаны".

На сегодняшний день продолжается вырубка леса - редких реликтовых растений. Дачные массивы всё ближе и ближе продвигаются к обрыву. Активная деятельность человека в этом уникальном месте нарушает естественный ландшафт Фиолента. "Гидрологический памятник природы местного значения. Прибрежный аквальный комплекс у мыса Фиолент." - так называется сегодня Фиолент.

Около 150 млн. лет назад в ходе мощных вулканических извержений образовались на Фиоленте причудливые фантастические скалы, напоминающие сфинксов, львов, чудовищ. Мыс Фиолент представляет интерес с научной точки зрения, как свидетель сложной и бурной геологической истории Крымского полуострова. Прибрежные скалы сложены разноцветными туфами, зеленоватыми кератофирами, тёмной селитовой брекчией. Морская стихия многие млн. лет, отрывая от скал небольшие частицы, превращает их в удивительную разноцветную гальку. На яшмовом пляже можно найти халцедоновую гальку, чудесные агаты, сердолики, красно-бурые и каштаново-коричневые сардеры, небольшие кристаллы малахита, золотистый пирит. Безусловная королева этих мест - великолепная яшма. Образовалась она при извержении подводных вулканов.

Раскалённая лава растекалась по морскому дну, увлекая за собой глину. Под воздействием высокой температуры и давления глина превращалась в твёрдый роговик - яшмовую породу. Фиолентовская яшма красочна и многоцветна: бордовая, жёлтая, чёрная, зелёная, коричневая, зеленовато-голубая, агатовая, весёлая, ситцевая и нарядно-парчёвая. С зелёными золотистыми и красными крапинками, тёмно-красная, пейзажная яшма. Какие только рисунки, линии, зигзаги не увидишь в ней.

Учёный - романтик, поэт камня А.Е.Ферсман писал о яшме: "В ней сочетание красок так изысканы и сложны, что на полированном камне своеобразно вырисовываются настоящие картины, то фантастические, то удивительно живые, естественные, как будто нарисованные рукой художника…"

Особенно эффектна пёстрая яшма с зёрнышками золотистого пирита и тёмно-зелёная с ярко-красными пятнышками гематита. Это гелиотроп, или "камень крови". В Древнем Египте яшма с красными крапинками считалась магическим камнем, которым якобы можно излечить многие болезни и даже противодействовать яду.

Некоторые разновидности крымских яшм по своим качествам могут считаться не только поделочными камнями, но и самоцветами. "Сам светлейший князь Потёмкин получил их Херсонеса Сердоликовый перстень и теперь утверждал, что следует искать камень сердолик поблизости, может быть на Фиоленте".

На территории Георогиевского монастыря, на скалистых обрывах в районе мыса Фиолент, в бывших Митрополичьих садах растут и редкие растения - дикие и насаженные монахами, видимо, далеко не случайно. Здесь - обилие фисташки туполистной. Это очень древнее реликтовое растение. Отдельные её представители появились ещё в третичный период. Дерево очень жизнестойко: прекрасно переносит и засуху, и жару, и морозы, отлично развитая корневая система препятствует эрозии почвы. В Крыму дикую фисташку называли "Сакис-агач" - "смоляное дерево". Фисташковая смола очищает и укрепляет зубы и дёсны. У фисташки очень твёрдая древесина, по крепости она "превосходит дуб и приближается к кости". У многих народов фисташка считалась священным деревом. Её высаживали на кладбищах, у культовых зданий. Древние греки сжигали канифоль - составную часть живицы, получаемой из дикой фисташки, - во время религиозных обрядов. Смола фисташки шла для приготовления лечебных мазей. Древесину использовали для изготовления якорей, она тонет в воде. В 1980 г. фисташка туполистная занесена в Красную книгу Украины.

Встречается в этих местах крымский дикорос - можжевельник. Он не прихотлив к почве и отменный долгожитель. Бактерицидные свойства можжевельника были известны с древних времён, использовались в религиозных обрядах, при лечении различных заболеваний. Древесину использовали как поделочный материал. Ягоды можжевельника употребляли для приготовления напитков, для засолки, в тесто. На территории Фиолента растут скальный дуб, дикий кизил, барбарис, инжир, ковыль и др.

Уникальность природного комплекса "Мыс Фиолент" очевидна. Целебный воздух, волшебная чарующая даль моря и причудливые скалы оставляют неизгладимое впечатление у каждого, кто побывал здесь однажды. Красоту и удивительное многообразие крымской природы тонко подметил любознательный путешественник, судья и литератор П.И.Сумаков, восторженно написав:

"Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире.

Хочешь ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары.

Желаешь ли ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? побывай в Форосе.

Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на бреге Чёрного моря, и рёв волн рассеет мрачные мысли твои.

…Чтобы испытать всё это, ехать никуда не нужно. Побывав на Фиоленте, вы в этом убедитесь".

Георгиевский монастырь





Восточнее мыса Фиолент видны строения старейшего в Крыму Георгиевского монастыря, расположенного в неповторимом живописном месте.

"Один шаг из мёртвой, безобразной пустыни, и меня вдруг охватило могущественное и грозное великолепие. Передо мною, на страшное пространство, колыхалось синее море, волнующееся, переливающееся зеленью, багрянцем, серебром и чернью. Громадные утёсы, обглоданные, оторванные, шагнули с обеих сторон в это ревущее море. Больше ничего не было, это была какая-то безумно-смелая, волшебная декорация, ничего похожего на то, что я когда-нибудь видел, она горела и сверкала светом и красками. Она шумела и колыхалась одна в своей великолепной пустынности, без человека, без птиц, без живого дыхания. Она дышала, говорила, смотрела сама, не нуждаясь ни в чём ни в ком, сама немая и безокая красота. Образы искусства и поэзии, когда-то восхищавшие мечты и сны, когда-то расцветавшие, тихо всколыхнулись в душе от этого внезапного озарения. Но живая красота всё преисполнила, всё оттеснила на задний план, очаровав даже чувство…

В это мгновение я понял всю глубину смысла истертого книжного выражения: онеметь от удивления; я стоял и не верил своим глазам… Островерхие великаны сурово стояли среди колыхания и ропота, ступив неподвижною пятою. Один старый, сизо-зелёный, обросший мхом, другой бурый, жёлтый, малиновый, лоснящийся своими каменными рёбрами Много их тут, этих угрюмых отшельников… Вот последний высокий утёс, за которым берег поворачивает к северу, и у ног которого с особенной злобой грызутся и пляшут волны, это - знаменитый мыс Фиолент…" - так в своё время увидел это дивное место учёный, путешественник, симферопольский педагог Е.Л.Марков.

Неповторимой красоты узкая полоса земли между морем и горным хребтом издавна приглянулась древним: таврам, грекам, генуэзцам… Недаром говорят: хочешь найти старинное поселение - отыщи самый живописный, подчас труднодоступный уголок, и не ошибёшься. Да, действительно, наши далёкие предки умели выбирать места для храмов и поселений.

В священной книге наших народов - "Повесть временных лет" - написана преподобным Нестером Летописцем изложено: " В след за Вавилоном. Римом, Царьградом и Синопом назван Херсонес - Корсунь. Назван как место, где апостолу Андрею Первозданному даётся миссия идти с учениками вверх по Днепру. Здесь в Корсуне на Фиоленте первым в Восточной Европе был вырублен в скале христианский храм самим апостолом и его учениками, вблизи древнего капища тавров в честь Дианы, и первым обращение местного населения в христианство".

Известный исследователь истории церкви академик А.Н.Макарий, автор 12-томной "Истории русской православной церкви" (1866-83 гг.) рассказывает, как апостол Андрей Первозданный (брат апостола Петра) в 60-х годах явился в Таврию для превращения язычников в христианскую веру. В 94 г. сюда был сослан папа римский Климент, который устроил до 75 церквей. В эти годы создавались в недоступных местах пещерные церкви. Несмотря на разгром императорами - язычниками и множеством кочевых народов, одна их таких церквей чудом сохранилась и стала в 891 году основанием Георгиевского монастыря"…


Памятник Андрею Первозванному

Скала "Святого Явления"

По преданию, монастырь зародился довольно поэтично. Незадолго перед крещением князя Владимира Киевского в Херсонесе, в 891 г., Таврические греки - мореплаватели были настигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Разъярённые волны несли корабль к огромным скалам. Видя неизбежную гибель греки стали молить святого Георгия об избавлении. Святой в сиянии явился им на большом камне, отстоящем от берега. Буря тот час же стихла. Спасшиеся взошли на камень и нашли там образ священномученика. Чудную икону святого Георгия перенесли на берег и в благодарность за спасение, с благословения скифского епископа, основали на скалистом берегу обитель. Более набожные греки остались жить навсегда и положили основание монастыря. Так в 891 году пещерная церковь была обращена в Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Икона эта в 1779 г. была перевезена в Мелитополь и помещена в церкви святого Харлампия. Икона древнего письма, приблизительно Х века, святой изображён в росте с копьём и щитом. Сегодня чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве, и является одним из самых ценных экспонатов музея. В Георгиевском монастыре находится точная копия этой иконы.

14 сентября 1991 г. на том большом камне водрузили семиметровый металлический крест с изображением святого, поражающего дракона и назвали " Скалой Святого Явления". Освятили его в храме Святого Николая на Братском кладбище защитников Севастополя.

Покровитель монастыря - святой Георгий был современником римского императора Диоклетиана (284-305 гг.). Родился Георгий в Каппадокии (Малая Азия), в христианской семье. В детстве Георгий лишился своего отца, принявшего мученическую смерть за Христа. Поступив на службу в римское войско, он дослужился до высокого чина. В это время император-язычник усилил гонения на христиан и призвал к расправе над ними. Узнав о решении Диаклетиана, Георгий открыто выступил в Сенате против замысла императора. Он раздал имущество беднякам, рабов отпустил на волю и повёл борьбу с противниками христиан.

Георгия пытались склонить на сторону язычников. Император даже предложил ему стать соправителем империи. Ничто не поколебало Георгия. Взбешенный император повелел предать его жесточайшим мукам. Георгия заключили в темницу, надели на него колодки и положили на грудь огромный камень. Миф утверждает, что его били воловьими жилами, колесовали, заставляли бегать в сапогах с гвоздями внутри и даже бросали в негашеную известь. Но Святой Георгий по-прежнему прославлял христиан и говорил о своей любви к вере Христовой. 23 апреля 303 г. великомученика казнили. Этот день стал церковным праздником Святого Великомученика Георгия.

Ряд легенд связан с подвигом святого. Наиболее известна одна из них - уничтожение дракона-людоеда. Наиболее известна одна из них - уничтожение дракона-людоеда. На родине св. Георгия, у ливанских гор, находилось озеро, в котором поселилось чудовище, пожиравшее молодых юношей и девушек. Пришёл день, когда правитель города должен был отдать дракону свою единственную дочь. Когда она ожидала у озера свою гибель, "к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьём в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но Святой, увидев змея… устремился на него. Он пронзил гортань змея копьём, и настал его конец. Затем велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город". Увидев это и услышав речи Георгия многие горожане приняли его веру - христианство. В историю церкви он вошёл как Георгий Победоносец. Праздник отмечается дважды в году: 23 апреля и 26 ноября.

Великого князя Ярослава Мудрого при крещении назвали Георгием. При нём построили город Юрьев (народный вариант имени Святого у русских), основали Юрьевский монастырь в Новгороде, возвели храм Св. Георгия Победоносца в Киеве. По примеру Ярослава, все его потомки считали св. Георгия считали покровителем русских воинов и Руси. Князья изображали Святого на печатях, шлемах, на знамёнах боевых дружин, на гербе русского государства. 26 ноября 1769 г. в России учредили орден Св. Георгия для награждения исключительно за боевые подвиги.

Святой изображён на многочисленных иконах и иконостасах. Именем Великомученика Георгия называли источники, часовни, храмы, монастыри.

С жизнью Свято-Георгиевского монастыря тесно связаны имена славных российских адмиралов: Ушакова, Лазарева, Нахимова. Своим духовным величием, покоем и древними корнями обитель притягивала паломников. Дважды посещал монастырь император Александр I (1818 и 1825 гг.). 10 сентября 1837 г. монастырь посетил император Николай I с супругой Александрой Фёдоровной, наследником Александром Николаевичем и Великой княжной. 5 августа 1861 г. монастырь посетил император Александр II с государыней императрицей и детьми.

Господь всегда помнил о Свято-Георгиевской обители. Монастырь был богат земельными и рыбными угодьями, имел лесное угодье на реке Чёрная, хутор для хозяйственных нужд, большие стада, сады, виноградники и даже пасеку. Обители регулярно помогали благодетели.

В некрополе Георгиевского монастыря похоронены: князь А.Н.Голицын (1773-1844), генерал кавалерии граф И.О.Витт (1772-1840), граф В.А.Перовский (1795-1857), участники ВОВ генерал-майор Н.И.Тригони (1796-1890), академик живописи А.Е.Карнеев и многие другие. Время и война разрушили Некрополь. Утрачены надгробия и могилы.

Следует сказать, что на территории монастыря в 1908 г. при разбивке огорода и расчистке площадки для строительства кельи, метрах в 25 ниже трапезной, монахи обнаружили ещё одну пещерную церковь. Остаётся толь сожалеть, что, возможно самая древняя пещерная церковь, положившая начало Георгиевскому монастырю, засыпана и после 1909 г. на этом месте исследования почти не проводились.

29 ноября 1929 г. монастырь ликвидировали и передали и передали курортному тресту. Уникальный храм Святого Георгия просто снесли. От церкви остался просто фундамент, подвальная часть да ступени белого мрамора. Вместо храма установили парковые скульптуры и не забыли "девушку с веслом". Вскоре санаторий тоже закрыли. С 1930 по 1933 г. здесь находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили советской власти. В 1936 г. монастырские постройки вновь отдали под дом отдыха. С конца 1939 г. до ноября 1941 в бывшем монастыре находились Военно-политические курсы Черноморского флота. На монастырской земле расположились три совхоза. В годы войны на помещениях монастыря организовали курсы для сержантов и офицеров, там же находились несколько медсанбатов. Время войны не пощадило монастырский комплекс.

6 мая 1993 г. в монастыре была отслужена первая Божественная литургия. 22 июля 1993 г. совет по делам религий зарегистрировал устав религиозной организации Свято-Георгиевского мужского монастыря, начались восстановительные работы. Наместником монастыря был назначен архимандрит Августин (а миру Александр Половецкий), к сожалению погибший в автомобильной катастрофе 13 сентября 1993 г. Именно его трудами восстала из руин Свято-Георгиевская обитель, впрочем как и другие обители окрестностей города Севастополя. Регулярные службы в монастыре начались 7 апреля 1996 г. Возрождение монастыря идёт по сей день. Свято-Георгиевская обитель пленит красотой и величием.

Богослужения в монастыре совершаются регулярно. Вечерние службы в пятницу и субботу, а также накануне праздников. Начало вечерни в 16 часов. Божественная Литургия в субботу, воскресенье и праздничные дни в 8 часов. Совершаются требы (крещение, отпевание, освящение…).

От монастыря к морю спускается лестница на яшмовый пляж. У спуска к морю находилась скромная дача адмирала М.П.Лазарева. На берегу моря правее лестницы, возвышается крестовая скала. Многие скалы и горы на Юге имеют такое название. Нередко на вершинах этих гор и скал устанавливались кресты. Между Крестовой скалой и мысом Фиолент расположена балка Дианы. Западнее мыса Фиолент находится мыс Сфинкс, за которым следуют 2 небольшие безымянные бухты, разделённые мысом Львёнок. Названия возникли в конце прошлого века из причудливых очертаний местности. Выступ за ними в сторону Херсонеса носит имя Григория Аветовича Джаншиеав (1851-1900 г.) - известного русского публициста и историка. На оконечности Джаншиева мыса природой создан неповторимый ландшафтный памятник - " Грот Дианы".

На современных картах мыс Дшаншиев именуется мысом Лермонтова. Существует спорная версия, что М.Ю.Лермонтов в 1840 г. тайно посетил Крым, возможно Балаклаву и её окрестности. По мнению крымских краеведов в 1905 г. в районе Дшаншиева посёлка, в 50 метрах от оконечности мыса приобрела участок земли и построила дачу Ю.В.Лермонтова - дочь троюродного брата Михаила Юрьевича. Возле мыса Лермонтова привлекает внимание живописная скала "Оленьи рога", оправдывающая своё название. На некоторых картах мыс Лермонтова именуется как Виноградный. За мысом Лермонтова западнее, на территории бывших монастырских владений, ещё два мыса: Броневой и Церковный. На Броневом мысу остались остатки укреплений начала ХХ века. Церковный мыс именуется по разному: Гротовый или Церковно-Гротовый. В 1896 г. на нём обнаружили остатки средневекового христианского храма. Вблизи этого мыса в 1973-1977 гг. выявлена античная усадьба, видимо начала III века до н.э. Там открыта квадратная в плане башня и др. помещения. Природа щедро одарила прибрежную зону от Фиолента до мыса Херсонес: коварные обрывы и причудливые скалы, живописные бухты с уютными пляжами, к которым добраться сверху не всегда просто.

В сторону юга-востока от Георгиевского монастыря находится небольшой выступ берега, который носит название Айя-Бурун, что означает "Святой мыс". Далее расположена балка "Эхо" - акустические особенности этой балки послужили причиной её названия. Слово, сказанное даже шёпотом, отчётливым эхо отдаётся в ваших ушах. Балка "Эхо" также носит название Мраморная балка, что связано с добычей мраморного известняка. Далее находится селение Корань, ныне Флотское. Исследователь Крыма В.Х. Кондараки считал, что название Корань идёт от татарского слова кара - чёрный и греческого имени Яни (Иван). В дымке вдали виден, почти отвесно обрывающийся к морю, мыс Айя - святой. Склоны его покрыты редким видом реликтовой сосны.

Обрывающиеся обрывы скалистых берегов Фиолента дают возможность легко видеть залегающие здесь породы. Наверху лежит пласт известняка сарматского яруса, третичной системы. Непосредственно под ним глина, трахитовый конгломерат. Ещё ниже видны кристаллические породы тёмного, местами чёрного цвета кварцевого трахита. Из него же состоят и отдельные, выступающие в море скалы. Например Крестовая гора состоит из кварцевого трахита, разбивающегося на пяти-, шестигранные столбчатые "отдельности".

Воздух отличается особой чистотой и, по наблюдению врачей, положительно обладает особо целебными свойствами. Природа дала здесь всё для восстановления сил и здоровья.

Источники и литература:

В.Г.Шавшин "Балаклавский Георгиевский монастырь" 1997 г.

В.Г.Шавшин "Балаклава" 2002 г.

Священник В. Ромушин "Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь".2001 г.

П.Н. Надинский "Очерки по истории Крыма" 1951 г.

Крым - путеводитель 1914 г.


 
Добавить страницу в «Избранное» (Ctrl+D)
Copyright © religare.info
Сайт создан с помощью программы «ACTION»